Айкидо не является системой рукопашного боя, пришедшей к нам из далекого прошлого, но истоки айкидо сокрыты вековой давностью.

Современное айкидо - это воинское искусство уходящее корнями в Дайто-рю Айки-дзюцу, которое предполагают, было основано принцем Тейджуном - шестым сыном императора Сейва (850-880 г. н. э.). Искусство было передано сыну принца Тсунемото, а от него перешло в семью Минамото и передавалось из поколения в поколение. Предположительно основы современного айкидо были заложены, когда искусство практиковалось Синрасабуро Минамото, но Ёсимицу в четырнадцатом веке.

А в те времена жестокой и бескомпромиссной борьбы за жизнь и власть, высокие гуманистические идеи, проповедуемые родоначальником современного айкидо Морихеем Уэсибой, вряд ли бы нашли понимание в среде воинского сословия.

История клана Минамото (Сэйва Гэндзи) — одна из ярчайших страниц в японской истории. Представители этого рода были личностями яркими и неординарными, постоянно воевали со всеми и между собой. В суровой многовековой борьбе за высшую власть, как в естественном отборе, лучшие воины империи из рода Минамото побеждали своих врагов и друг друга до тех пор, пока сами не истребили себя.

С именем Минамото неразрывно связано возникновение и развитие высшего слоя японского общества — самураев. Несмотря на то, что по происхождению Минамото являлись аристократами, по сути своей они были настоящими воинами — буси, доблестям и профессионализму которых учились все самураи империи.

При покровительстве Минамото строились в изобилии буддийские храмы, развивалась буддийская живопись в стиле эмакимоно, а также в новом, портретном, стиле ямато-э.

Вообще культура времен Минамото — строгая культура военных. Она не стала менее развитой по сравнению с аристократичной культурой Хэйан, она лишь стала отображением самурайского культа сильных, волевых личностей, способных на невозможное. Таких личностей, какими были воины рода Минамото.

Ёсимицу Асикага — 3-й сёгун сёгуната Муромати был сыном Асикаги Ёсиакиры, и правил с 1368 по 1394 год.

Ёсимицу принял титул сёгуна в конце 1367 года который был утверждён за ним официально в следующем году. В 1378 году он свёл постоянную сёгунскую резиденцию в районе Муромати в Киото, от которой второе самурайское правительство получило название сёгунат Муромати. Ёсимицу удалось перенести святые реликвии монаршего дома к Киото и объединить северную и южную династию. Это укрепило власть сёгуната в стране, который отныне выступал защитником единого императорского двора.

В 1394 году Ёсимицу передал титул сёгуна своему сыну Ёсимти Асикаге, а сам принял постриг в монахи. Хотя он официально отошёл от правления, все рычаги власти оставались в экс-сёгуном.

Ёсимицу был человеком исключительного мастерства и знаний, известен как покровитель искусств. Он оказывал содействие развитию театра «Но» и распространению буддизму. Ёсимицу считается основателем яркой «культуры Хигасияма». Образцом последней является «Золотой храм» Кинкакудзи в Киото, который был личной резиденцией экс-сёгуна.

Айкидо, в том виде, каким его знают в современном мире, берёт начало от старинного искусства сосредоточения жизненной энергии школы Дайто, получившее название от родовой усадьбы Есимицу-Дайто. Накопленные техники были переданы семье Такэда, а в период Эдо их перенесли в северную Японию, в клан Айдзу. Сёгунат Токугава правил в Японии на протяжении 250 лет до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

http://s46.radikal.ru/i112/0910/17/29bea1e909fe.jpg

В Айдзу также преподавалось дворцовое воинское искусство - Осикиути. Техники преподавались только членам семьи Такэда и назывались айзу хан отомэ ваза. Сын Есимицу, князь Такеда, унаследовал заведенное отцом искусство и передал айкидзюцу своим детям. С этого времени искусство практиковалось только самураями и передавалось как секрет семьи Такэда до периода Мэйдзи, когда Япония вышла из изоляции в 1868г.

Клан Айдзу строго придерживался идей чжусианства, поскольку Хосина (Мацудаира) Масаюки (1611-1672), внук Токугавы Иэясу, первого токугавского сёгуна, был непоколебимым сторонником данной, поддерживаемой бакуфу школы неоконфуцианства, будучи даймё удела Айдзу. Поэтому рыцари Айдзу воспитывались в духе чжусианской этики. В их представлении бусидо являлось сводом строгих норм, основанных на понятиях философии Чжу Си.

Воины удела Айдзу прекрасно умели сражаться, и их очень ценили за выдающийся боевой дух. Эти рыцари упражнялись в воинских искусствах различных рю.

Гото Тамауэмон Тадаёси (1644-1736) основал Дайто-рю, в число военно-прикладных предметов которой входили тодзюцу (кэндзюцу), кюба (искусство стрельбы из лука верхом на лошади), содзюцу (искусство владения копьем) и кадзюцу (огнестрельное искусство). В 1671 году Гото поступил на службу в удел Айдзу, и его идеи стали обязательной частью обучения всех самураев. Опытные фехтовальщики удела также изучали иай-дзюцу (умение быстро извлекать меч из ножен) из Мидзуно Синто-рю, основанной Кобаяси Коэмон Тосинари (умер между 1703 и 1736 годами). В школу Мидзуро Синто-рю в качестве вспомогательной дисциплины входила также система единоборства, подобного дзюдзюцу.

Общий упадок воинских добродетелей у большинства самураев эпохи Эдо был не столь заметен среди самураев удела Айдзу, которые по-прежнему сохраняли достаточный уровень подготовки во владении классическим оружием.

Все вспомогательные системы рукопашного боя попадали там под общее понятие осикиути. Все эти системы основываются на дуализме неоконфуцианской философии, как в случае с концепцией айки-ин-ё-хо.

Лишь самураю с высоким общественным и финансовым положением было разрешено изучать осикиути. Направлял распространение идей осикиути Сайго Таномо Тикамаса (1829-1905), министр удела Айдзу и глава дома Сиракава.

Ликвидация уделов в 1871 году и запрет на ношение мечей в 1876 году способствовали падению популярности классического фехтования на мечах. Но неспокойные социальные условия ранней эпохи Мэйдзи сделали изучение самообороны без оружия популярным и необходимым.

В этот период Сайго Таномо Тикамаса был священнослужителем в синтоисском храме Никко Тосёгу, и как раз здесь он повстречал Такэду Сокаку Минамото Масаёси (1858-1943), оказавшегося искусным фехтовальщиком.

Сокаку начал изучать хэйхо (кэндзюцу) школы Оно-ха Итто-рю в 1870 году под руководством Сибуя Тома, бывшего врача из удела Айдзу. Он также получил представление об искусстве боя на мечах школы Кйсин Мэйти-рю, выступая против Момоно-и Сюндзо в 1874 году. Но лишь после того, как он присоединился в 1875 году к школе Дзикисинкагэ-рю и стал заниматься под началом Сикакибара Кэнкити, его умение владения мечом стало отточенным, и он получил прозвище Айдзу-но Котэнгу, "малыш-тэнгу из Айдзу".

Сокаку оказался в храме Тосёгу в связи со смертью своего старшего брата, который обучался в здешних местах. Сокаку так приглянулся Сайго Таномо Тикимасе, что тот взял его к себе на услужение в качестве телохранителя; но мотивы, побудившие престарелого Сайго взять к себе Сокаку, возможно определялись его надеждой на то, что Сокаку сможет научиться осикиути. Как бы то ни было, такой поворот событий позволил Сокаку все свои силы направить на изучение воинских искусств. Он получил в 1877 году преподавательскую лицензию на окудэн, иначе тайные учения, как хэйхо из Оно-ха Итто-рю, так и содзюцу из Ходзоин-рю.

Путешествуя по Японии и испытывая свое мастерство в схватках со многими фехтовальщиками из различных рю, он тем самым укреплял свою славу.

Бойцовский характер Сокаку прошел серьезную проверку, когда ему было от роду двадцать три года. В результате серьезного уличного конфликта он подвергся нападению нескольких десятков разъяренных рабочих. Спасая свою жизнь Сокаку зарубил насмерть 12 человек и еще многих ранил. Когда полиция разогнала толпу, он лежал без сознания, истекающий кровью, но так и не выпустивший из рук свой драгоценный меч. Последовавший суд оправдал Сокаку, сняв с него все обвинения. Сайго Таномо Тикамаса наставлял Сокаку: "Жизненный уклад уже не тот, что был в период Эдо, время мечей прошло. Стычка произошла из-за того, что ты был при оружии. Отложи меч в сторону и займись дзюдзюцу". Но прошло немало времени, прежде чем Сокаку внял данному совету.

http://s51.radikal.ru/i133/0910/8a/326166db98f9.jpg

В 1877 году Сайго Таномо Тикамаса оказал поддержку Сиде Сиро (род.1868) и взял его в Айдзу обучать искусству осикиути.

После трех лет усердных занятий Сида отправился в Токио для продолжения учебы. Занимаясь в Сэйдзё Гакко, учебной школе для военных, Сида в 1881 году записался в Инодэ Додзё школы Тэндзин Синъё-рю. Два года спустя его заметил Кано Дзигоро, бывший тогда тоже учеником Тэндзин Синьё-рю.

В то время Кано как раз стремился поднять престиж для своего Кодокан Дзюдо. Мастерство, которое показывал Сида в рукопашных схватках, убедило Кано, что неплохо было бы предложить ему место помощника в Кодокане, на что Сида дал согласие. Женившись в 1884 году на дочери Сайго Тономо Тикамасы, Сида стал приемным сыном этой семьи и переменил свое имя на Сайго Сиро. В период, когда Кодокан делал свои первые шаги, Сайго служил для всех вдохновляющим примером. В романах и фильмах его обессмертили под именем Сугата Сансиро. В 1886 году, когда Кодокан смело принял вызов, брошенный ему школой дзюдзюцу, которая думала перечеркнуть надежды выскочки Кано, Сайго Сиро показал все свое умение. Используя технику яма-араси («бури в горах»), основанную на принципах и технике искусства осикиути, Сайго наголову разбил всех, бросивших вызов, и способствовал славе Кано и его Кодокан Дзюдо.

Кано назначил Сайго Сиро главой Кодокан на время своей поездки в Европу в 1888 году. Такая ответственность еще сильней заставила его испытывать угрызения совести за свои столь противоречивые привязанности, ибо он был многим обязан и своему первому благодетелю и учителю, Сайго Тономо Тикамасе, и Кано, оказавшего ему столь высокое доверие. Пытаясь разрубить этот узел, в 1891 году Сайго Сиро покидает Токио и отправляется в Нагасаки и строит свою жизнь таким образом, чтобы не стеснять себя обязанностью быть преданным ни тому, ни другому. Он бросает занятия осикиути и дзюдо. К 1899 году он уже вице-президент Хинода Ньюспэйпэр Компани на Кюсю, и последующие двадцать лет, вплоть до своей смерти, целиком посвятил себя изучению кюдзюцу (искусству стрельбы из лука), достигнув уровня ханси (образцового мастера).

Поспешный отъезд Сайго Сиро вынудил Сайго Таномо Тикамаса искать иного достойного ученика, которому он мог бы доверить все свои знания в области осикиути. Именно на Сокаку он остановил свой выбору, посчитав его достойным такой чести, и начал в 1898 году обучать Сокаку некогда единственному в своем роде искусству самураев клана Айдзу. Его неуемное желание изучать боевые искусства, помноженное на мастерство фехтовальщика классического кэндзюцу, позволило Сокаку быстро овладеть искусством осикиути. В тот же год, когда он приступил к занятиям под началом Сайго, Сокаку было разрешено обучать людей, отобранных из бывшего самурайского сословия удела Айдзу. Незадолго до своей смерти старший Сайго благословил Сокаку на дальнейшее распространение идей и техники осикиути среди более широкой аудитории. Следуя воле мастера, Сокаку начал постепенный пересмотр исходных идей осикиути. По официальной просьбе он отправился в 1908 году на Хоккайдо, чтобы обучать полицейские отряды приемам рукопашного боя.

Сокаку рассматривал видоизмененную форму осикиути как дзюдзюцу. Во время периода Мэйдзи Сокаку Такэда объединил искусство Дайто-рю и осикиути, и таким образом родилось Дайто-рю Айкидзюдзюцу. Сокаку Такэда - это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного Дайто-рю Айкидзюдзюцу через своих учеников к последующим поколениям. Его сын Такемунэ Такэда открыл додзе "Дайтокан" в Абашири, и продолжил дальнейшее развитие Дайто-рю Айкидзюдзюцу.

Дайто-рю Айкидзюдзюцу – это традиционное японское боевое искусство, передававшееся из поколения в поколение внутри семьи Такеда клана Айдзю, где являлось частью секретной техники, к изучению которой допускались лишь высокопоставленные чины клана.

Основой Дайто-рю Айкидзюдзюцу является философия "Aiki-in-yo-ho" иначе "гармонии духа на взаимодействии Инь и Ян. Айки (Aiki no jutsu) и Дзюдзюцу - это основные две идеи составляющие "Aiki-in-yo-ho" как искусство боя без оружия. Техника Дзюдзюцу - включает в себя броски, блоки, удушения, воздействия на болевые точки. Aiki no jutsu - заключается в применении в бою принципа Айки - "толкать, когда вас тянуть и тянуть, когда вас толкают". Айки не противопоставляет силу против силы, а использует собственную энергию противника против него самого. Также Айки предопределяет атаку противника. Айки - это только оборона, но не нападение. Сочетание Дзюдзюцу и Aiki no jutsu сделали технику наиболее эффективной и адаптируемой к различным ситуациям.

Основная линия традиции Дайто-рю Айки Дзюдзюцу была передана его сыну Такемуне Такеда, который затем передал её Кацуюки Кондо. Кацуюки Кондо - единственный человек, получивший от Такемуне Такеда “печать мастера” – знак полной передачи знаний традиции боевого искусства.

Сокаку Такэда был представителем последнего поколения самураев. Грозный мастер боевых искусств довел до совершенства свою технику в поединках с сильными и опытными противниками, многие из которых стали жертвами его искусства. Его уверенность в себе не знала границ даже на пороге смерти.

Покинув этот мир в возрасте 83 лет он обеспечил передачу истинного Айки Дзюдзюцу через своих учеников к последующим поколениям.

Параллельно ему работали такие мастера как Сиро Сайго, Котаро Ёсида, Масаеси Ханмура и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего развития традиции.

Морихей Уэсиба (1883-1969)

http://i061.radikal.ru/0910/c5/192d0b7447d1.jpg

Одним из выдающихся учеников Сокаку Такэда и основателем искусства Айкидо был и Морихей Уэсиба, человек исключительных способностей – основатель айкидо.

В 1922 Сокаку Такеда в Айабэ в течение пяти месяцев обучал Уэсиба и его учеников Дайто-рю Айкидзюдзюцу. По итогам обучения Уэсиба получил от Сокаку Такеда свидетельство Кедзю Дайри, разрешавшее официально преподавать Дайто-рю Айкидзюдзюцу.

Айкидо было создано Морихеем Уэсибой на основе синтеза различных боевых искусств, с которыми он познакомился еще в юности. В этой области Уэсиба обладал поистине огромным практическим опытом и своими знаниями превосходил любого учителя. Некоторые техники айкидо насчитывают более семисот лет, уходя корнями в легендарную эпоху Гэндзи и Хэйкэ. Многие мастера, у которых учился Уэсиба, умерли, так и не передав своих знаний другим последователям.